УКАЗАНИЕ ГП РФ от 23 мая 2000 года N 96/14

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 23 мая 2000 года N 96/14

Об устранении недостатков в организации надзора за исполнением законов о
подготовке и призыве граждан на военную службу


Имеющиеся в Генеральной прокуратуре материалы свидетельствуют о том, что надзор за исполнением законов о подготовке и призыве граждан на военную службу надлежащим образом не организован. Некоторые прокуроры до сих пор путаются в вопросах разграничения компетенции, не проявляют остроты в оценке нарушений закона и ответственности виновных должностных лиц.

В то же время во многих местах с серьезными изъянами организован учет лиц, подлежащих призыву. Немало граждан, годных по состоянию здоровья к военной службе, безнаказанно уклоняется от призыва. Должный розыск их не ведется. Порой все дело сводится к формальным запросам военных комиссариатов и таким же ответам на них .органов внутренних дел.

Из-за недостатков и нарушений в медицинском освидетельствовании призывников и работе призывных комиссий в войска нередко призываются лица с явными физическими и психическими отклонениями, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость, негодные к службе по другим показателям. Государство от незаконного призыва несет значительные материальные убытки.

В целях совершенствования надзора за исполнением законодательства, регламентирующего воинскую обязанность граждан, руководствуясь ст.17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

предлагаю:

1. При проверках исполнения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» руководствоваться порядком, по которому территориальные прокуроры и прокуроры войсковых частей осуществляют надзор за соблюдением следующих положений закона:

1.1. Об обязанностях должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности;

1.2. О мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления граждан на военную службу по контракту;

1.3. О материальном обеспечении граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности или их поступлением на военную службу по контракту:

1.4. Об организации воинского учета;

1.5. Обязательной и добровольной подготовке гражданина к военной службе (за исключением подготовки в учреждениях системы Министерства обороны Российской Федерации), а также за законностью в деятельности региональных подразделений российской оборонной спортивно-технической организации (кроме вопросов участия Министерства обороны в координации их работы, финансировании и материально-техническом обеспечении);

1.6. О призыве граждан на военную службу;

1.7. Законностью разрешения материалов об уклонении граждан от воинского учета и расследования уголовных дел по уклонениям от призыва на военную службу или военные сборы;

1.8. Исполнением органами внутренних дел возложенных на них обязанностей по розыску таких граждан;

1.9. Законностью привлечения к ответственности врачей-специалистов, не исполняющих обязанности, установленные законом.

2. Военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением остальных положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

3. Наладить надлежащее взаимодействие, обмен необходимой информацией между прокуратурами, согласованное осуществление мер по своевременному выявлению и пресечению нарушений закона.

4. Особое внимание уделять законности в деятельности организаций и должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу, органов государственной власти и местного самоуправления, призывных комиссий и военных комиссариатов.

Максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия по реальному устранению нарушений.

5. Обеспечить квалифицированную проверку материалов об уклонении граждан от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, а также должный надзор за выполнением органами внутренних дел обязанностей по розыску лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.

6. По завершении очередных призывов граждан на военную службу анализировать правоприменительную практику.

О наиболее серьезных нарушениях законности, принятых мерах и возникающих проблемах в осуществлении надзора информировать Генеральную прокуратуру.

Контроль за исполнением настоящего Указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Указания Генерального прокурора Российской Федерации от 04.04.95 N 20/14 и от 22.04.97 N 17/7 считать утратившими силу.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса
В.В.Устинов